90
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕНЕРАТОРА
НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
На рис. 1,а представлена схема для
экспериментального исследования генератора независимого возбуждения. Для
возможности изменения в широких пределах тока Iв
обмотка возбуждения к независимому источнику подключается через переменный
резистор Rв. Ток в цепи якоря Iа регулируется
переменным резистором Rнг.
Пределы измерения амперметра и вольтметра
в цепи якоря следует выбирать, исходя из номинальных значений тока Iном
и напряжения Uном, которые указываются на табличке
машины, прикрепленной к ее станине. Амперметр в цепи обмотки возбуждения
выбирается на ток, равный 1-5 % Iном.
Характеристика холостого хода. Характеристика холостого хода представляет собой
зависимость ЭДС на выводах генератора Е от тока возбуждения Iв
при разомкнутой цепи якоря (рубильник QS отключен, ток Iа=0).
В общем случае при изменении тока возбуждения сначала в одном направлении, а
затем в другом эта зависимость, построенная в четырех квадрантах, имеет вид
петли, показанной на рис. 3. Несовпадение кривых, полученных при увеличении и
уменьшении тока возбуждения, объясняется наличием гистерезиса в стали, из
которой выполнена магнитная система машины. За расчетную принимается средняя
кривая (на рис. 3 показана штриховой линией). При Iв=0 в
обмотке якоря наводится ЭДС Eост. Эта ЭДС создается полем
остаточного магнетизма статора и носит название ЭДС остаточного магнетизма.
Значение Eост примерно равно 1-3% номинального напряжения
машины.
Для практических целей обычно ограничиваются
снятием части петли, которую получают, уменьшая ток Iв от
максимального значения до нуля (рис.4).
Продолжая полученную кривую 1 до
пересечения с осью абсцисс в точке А, а затем передвигая ее
параллельно самой себе вправо на расстояние ОА, получаем расчетную
характеристику холостого хода 2. При снятии характеристики холостого
хода следует обращать внимание на то, чтобы ток возбуждения изменялся в одном
направлении (или только увеличивался, или только уменьшался), так как в
противном случае будет большой разброс точек из-за того, что они будут ложиться
на разные гистерезисные кривые.
В начальной части характеристики
холостого хода ЭДС изменяется пропорционально току возбуждения, а затем рост
ЭДС замедляется, что объясняется насыщением стальных участков магнитной цепи.
Практическое значение характеристики
холостого хода заключается в том, что по ней можно судить о степени насыщения
магнитной цепи машины. Кроме того, эта характеристика необходима для построения
других характеристик машины.
Нагрузочная характеристика. Эта характеристика представляет собой зависимость
напряжения на выводах машины U от тока возбуждения Iв
при условии, что ток в цепи-якоря Iа поддерживается
неизменным. Практическое значение нагрузочной характеристики состоит в том, что
она позволяет количественно определить размагничивающее действие реакции якоря
и исследовать зависимость этой реакции от насыщения магнитной цепи машины и
тока якоря.
Можно снять ряд нагрузочных характеристик
для различных значений тока Iа. Если снимается одна
нагрузочная характеристика, то чаще всего принимают, что Iа =
Iном. Ток возбуждения изменяют в сторону уменьшения,
начиная от максимального его значения.
Для сопоставления и дальнейших построений
нагрузочную характеристику удобно построить на одном графике с нисходящей
характеристикой холостого хода (рис. 5). Характеристику холостого хода можно
рассматривать как частный случай нагрузочной характеристики при Iа
= 0 (кривая 1 на рис. 5).
Нагрузочная характеристика располагается
ниже характеристики холостого хода из-за падения напряжения в цепи якоря и
размагничивающего действия реакции якоря, уменьшающей магнитный поток и ЭДС
машины (кривая 2 на рис. 5).