85
Способы регулирования скорости вращения
двигателей постоянного
тока
следуют
из соотношений' (10-7) и (10-9). Возможны три способа регулирования
скорости вращения.
1. Наиболее удобным, распространенным и экономичным является способ
регулирования скорости путем изменения потока Ф6, т. е. тока
возбуждения tB.
С уменьшением Фа, согласно выражению (10-7), скорость возрастает.
Двигатели рассчитываются для работы при номинальном режиме с наибольшим
значением Фе, т. е. с наименьшей величиной п. Поэтому практически можно
только уменьшать Ф^.
Следовательно, рассматриваемый способ позволяет регулировать
скорость вверх от номинальной. При таком регулировании к. п. д. двигателя
остается высоким, так как мощность возбуждения мала, в частности мала мощность
реостатов для регулирования тока возбуждения. К тому же при уменьшении iB
мощность возбуждения Шв уменьшается.
Верхний предел регулирования скорости вращения ограничивается
механической прочностью машины и условиями ее коммутации.
При высоких скоростях коммутация ухудшается вследствие увеличения
вибрации щеточного аппарата, неустойчивости щеточного контакта и возрастания
реактивной э. д. с, а также вследствие увеличения максимального напряжения
между коллекторными пластинами в результате ослабления основного поля и
усиления при этом искажающего влияния поперечной реакции якоря (см. § 5-3).
Для увеличения диапазона регулирования п посредством
ослабления поля в машинах малой и средней мощности с волновой обмоткой якоря
иногда применяют раздельное питание катушек возбуждения отдельных полюсов. При
этом в одной группе полюсов сохраняют iB = const и большой
поток со значительным насыщением участков магнитной цепи, а в другой группе
полюсов tB и поток уменьшают. Искажающее влияние поперечной реакции
якоря под первой группой полюсов в этом случае будет проявляться значительно
слабее. Так как в волновой обмотке напряжение между соседними коллекторными
пластинами складывается из э. д. с. р секций, расположенных под всеми полюсами
(см. § 3-5), то в результате такого регулирования потока полюсов распределение
напряжения между пластинами будет более равномерным.
2. Другой способ регулирования скорости заключается во включении
последовательно в цепь якоря реостата или регулируемого сопротивления Rpa,
Вместо выражения (10-7) при этом имеем
т. е. в реостате будет теряться 47,5% приложенного
напряжения и столько же мощности, подводимой к цепи якоря. По этой причине
данный способ применяется в основном для двигателей небольшой
мощности, а для более мощных двигателей используется редко и только
кратковременно (пуско-наладочные режимы и т. д.).
3. Регулирование скорости осуществляется также путем регулирования
напряжения цепи якоря. Так как работа двигателя при U > UH
недопустима, то данный способ, согласно выражениям (10-7) и (10-9), дает
возможность регулировать скорость также вниз от номинальной. К. п. д. двигателя
при этом остается высоким, так как никаких добавочных, источников потерь в
схему двигателя не вносится.
Однако в этом случае необходим отдельный источник тока с
регулируемым напряжением, что удорожает установку.
Отметим, что регулирование скорости путем изменения 1а
невозможно, хотя такая возможность на первый взгляд вытекает' из равенства
.(10-7). Дело в том, что, согласно равенству (10-3), двигатель при каждой
скорости вращения должен развивать определенный момент М, равный моменту
сопротивления приводимого механизма М„ при данном значении п. Но
при этом в соответствии с выражением (10-8) при данном значении Ф6
величина 1а в двигателе будет при каждом значении М тоже
вполне определенной.
Различные способы регулирования п более конкретно,
применительно к двигателям с различными способами возбуждения; рассматриваются
в последующих параграфах.