79. Двигатели
постоянного тока дают возможность плавно и экономично регулировать скорость
вращения в широких пределах. В результате этого весьма ценного свойства
двигатели постоянного тока получили широкое распространение и часто являются
незаменимыми.Число оборотов якоря двигателя при любой схеме возбуждения определяется следующим выражением:
где rс —
сопротивление последовательной обмотки возбуждения (для двигателя параллельного
возбуждения rс=0). Это выражение показывает, что изменение скорости
вращения двигателя можно осуществить изменением напряжения сети, сопротивления
цепи якоря и магнитного потока.
Регулирование скорости
вращения изменением напряжения сети осуществляется в случае, когда источником
электрической энергий двигателя является какой-либо генератор.
Для регулирования скорости
вращения двигателя изменением сопротивления цепи якоря используется
регулировочный реостат, включенный последовательно с якорем. В отличие от
пускового регулировочный реостат должен быть рассчитан на длительное
прохождение тока. В сопротивлении регулировочного реостата происходит большая
потеря энергии, вследствие чего резко уменьшается к. п. д. двигателя.
Регулирование скорости
вращения якоря двигателя изменением магнитного потока производится изменением
тока в обмотке возбуждения. В двигателях параллельного и смешанного возбуждения
включается регулировочный реостат. В двигателях последовательного возбуждения
изменение тока в обмотке возбуждения достигается шунтированием этой обмотки
каким-либо регулируемым сопротивлением. Этот способ регулирования скорости не
создает дополнительных потерь и экономичен.