69
Происхождение
сил, создающих действующий на якорь электродвигателя вращающий момент, понять
не трудно. Когда мы пропускаем ток через витки якоря, находящиеся в магнитном
поле индуктора, то на них действуют силы, перпендикулярные к направлению тока и
направлению
Силы,
действующие на отдельные проводники обмотки(секции)
якоря в момент, когда плоскость этой обмотки расположена под некоторым углом к
направлению магнитного поля. Легко видеть, что силы, действующие на проводники,
лежащие в плоскости, перпендикулярной к оси вращения, всегда направлены
параллельно этой оси. Поэтому они не создают вращающего момента якоря, а
стремятся лишь деформировать(сжать или растянуть) его
обмотку. Силы же, действующие на проводники, параллельные оси вращения,
перпендикулярны к этой оси и создают вращающий момент, который и приводит во
вращение вал якоря и связанные с ним валы станков, оси трамваев и т.п.
Действующий
на якорь механический вращающий момент имеет наибольшее значение тогда, когда
соответствующая обмотка лежит в плоскости, параллельной направлению магнитного
поля. По мере поворота обмотки этот вращающий момент уменьшается и обращается в
ноль, когда обмотка становится перпендикулярно к направлению поля. В этом
положении силы, действующие на проводники, лежат в одной плоскости (плоскости
обмотки), так что они не создают вращающего момента, а стремятся только
деформировать обмотку. При дальнейшем повороте обмотки знак вращающего момента
меняется, т.е. он начинает действовать в противоположную сторону. Поэтому если
бы не было коллектора, то направление вращающего момента менялось бы после
каждого полуоборота якоря, и длительное вращение было бы не возможно. Но,
коллектор изменяет направление тока в обмотках как раз в те моменты, когда
обмотка стоит перпендикулярно к линиям поля. Благодаря этому вращающий момент
сохраняет свое направление и якорь вращается постоянно
в одну сторону.
Таким
образом, когда машина работает как генератор постоянного тока, то роль
коллектора заключается в выпрямлении переменного тока, индуцируемого в ее
обмотках, а когда машина работает как двигатель, то коллектор таким же образом
“выпрямляет” вращающий момент, т.е. заставляет машину длительно вращаться в
одну сторону.
Когда машина
работает как генератор, эти силы по правилу Ленца направлены так, чтобы
создаваемый ими вращающий момент тормозил процесс, вызывающий появление
индуцированной э.д.с., т.е. был противоположен тому
моменту, который приводит генератор во вращение.