40 Операция прямого пуска
короткозамкнутых двигателей проста: достаточно подать напряжение на статорную
обмотку включением рубильника, магнитного пускателя или контактора.
Существенный
недостаток этого способа - большой пусковой ток, он превышает номинальный в 4-7
раз. Большой пусковой ток вызывает большую потерю напряжения в питающей сети.
Колебания напряжения в сети отрицательно сказываются на работе других
потребителей этой сети; особенно это нежелательно при частых пусках двигателей.
Включенные лампы сильно уменьшают свой накал, работающие двигатели уменьшают
момент и могут остановиться, их перегрузочная способность уменьшается в
зависимости от квадрата снижения напряжения. Кроме того, пускаемый двигатель
при тяжелых условиях может "не развернуться". В связи с увеличением
мощности источников питания и улучшением сетей прямой пуск короткозамкнутых
асинхронных двигателей в настоящее время самый распространенный.
Реакторный пуск осуществляют
по схеме рис. 4.5, а. С помощью ключа К1
двигатель получает питание через трехфазный реактор (реактивную или индуктивную
катушку) Р. На сопротивлении реактора создается падение напряжения , вследствие чего к обмотке статора будет приложено
пониженное напряжение
.
По мере разгона двигателя снижается ЭДС , индуцированная в обмотке ротора и пусковой ток. В
результате этого уменьшается падение напряжения
, а напряжение, приложенное к обмотке статора двигателя,
автоматически возрастает по мере разгона двигателя. Иногда в цепь статора
включают активное сопротивление.
По достижении нормальной частоты вращения включается
ключ К2, шунтирующий реактор, в результате чего
на двигатель подается полное напряжение сети.
При реакторном пуске, для уменьшения пускового тока в раз:
,
необходимо снизить напряжение тоже в раз. При этом пусковой
момент
уменьшается в раз.
пусковой
момент при номинальном напряжении сети. Значительное снижение пускового момента
является недостатком реакторного пуска.
Автотрансформаторный пуск осуществляют
подключением двигателя к сети (рис. 4.5, б) через понижающий
автотрансформатор АТ в следующем порядке. Сначала включают ключи К1 и К2 и на двигатель подается пониженное напряжение.
После достижения двигателем определенной частоты вращения ключ К2 отключают и двигатель получает питание через часть обмотки
автотрансформатора АТ, который в этом случае работает как реактор. Затем
включают ключ К3, в результате чего на обмотки статора двигателя
подается напряжение сети. Пусковые автотрансформаторы рассчитывают на кратковременную
работу, что позволяет уменьшить их массу и габариты, с несколькими ответвлениями
на различные величины вторичного напряжения.
Используя схему пуска рис. 4.5, б
и принимая КПД автотрансформатора за единицу, получают следующее выражение:
откуда
где коэффициент
трансформации.
Ток в сети:
.
Отсюда коэффициент трансформации,
обеспечивающий заданное отношение пускового тока двигателя при номинальном напряжении к допустимому току в сети,
.
Пусковой момент двигателя
уменьшается только в
раз. Поэтому при одинаковых значения токов сети
при автотрансформаторном пуске пусковой момент будет больше. Однако это
преимущество автотрансформаторного пуска достигается за счет значительного
усложнения и удорожания пусковой аппаратуры.
Пуск двигателей переключением
«звезда -
треугольник» возможен в двигателях (при выведенных всех шести концах
обмотки статора), предназначенных работать по схеме соединения обмоток статора
в «треугольник» и приводящих в ход механизмы с малыми пусковыми моментами.
Если на период пуска обмотку
статора переключить на схему «звезда», а питающее напряжение оставить тем же,
что и при схеме «треугольник», то напряжение на фазу уменьшится в . В
уменьшится и фазный
ток, а электромагнитный момент – в три раза, так как
. В период пуска уменьшится в три раза (по сравнению со схемой
«треугольник») и линейный ток. Работа двигателей в схеме «звезда»
выгодна до нагрузок, не превышающих 40-50 % от номинальной: КПД и коэффициент мощности заметно повышаются.
Схема пуска переключением «звезда - треугольник» приведена на рис 4.6. В момент переключения обмотку
статора на короткое время отсоединяют от сети, а затем снова присоединяют к
ней.
Это приводит к появлению свободных составляющих
магнитного потока, сопровождающихся значительными всплесками тока, превышающими
номинальное значение. Способ широко применялся при пуске низковольтных
двигателей, но при повышении мощности сетей потерял свое значение и сейчас
применяется редко.