33. Схема замещения асин элек\двиг-ля. Парам схемы замещения
Для расчёта характеристик АД
и исследования различных режимов его работы используются схемы замещения АД.
Для получения схемы замещения запишем уравнения (7), (8) и (9) в следующем виде:
; (1)
; (2)
. (3)
Здесь принимается:
.
Решаем систему уравнений
(1), (2) и (3) относительно тока , полу-чим:
. (4)
Выражению в квадратных
скобках соответствует электрическая схема1.
Сопротивление есть
сопротивление намагничи-вающей ветви схемы замещения. Индуктивная составляющая
этого сопротивления
обусловлена
главным магнитным потоком и является индуктивным сопротивлением взаимной
индукции. Посредством сопротивления
учитываются
магнитные потери в сердечнике статора:
. (5)
Сопротивление зависит от
подведённого напряжения
. С повышением
сопротивление
уменьшается.
Уравнение (1) для цепи статора соответствует левой части схемы замещения, а
уравнение (2) для цепи ротора – правой части этой схемы. Для узловых точек
справедливо уравнение (3). Параметры схемы замещения в относительных единицах
для АД мощностью от нескольких кВт и выше лежат в следующих пределах:
;
;
;
.
С повышением мощности машины
индуктивные сопротивления увеличиваются, а активные уменьшаются.
При расчёте характеристик АД
по схеме замещения её параметры должны быть известны. Задаются скольжением s и
определяют сопротивление:
.
Затем находят токи и
, а по ним, используя формулы, приведённые выше,
определяют мощности, электромагнитный момент, потери и так далее.
Приведённая схема замещения
является Т – образной. Она полностью отражает физические процессы, происходящие
в машине, но имеет узловую точку между сопротивлениями . Узловая точка усложняет расчёт токов при различных
значениях сколжения.
Большое практическое
применение имеет Г – образная схема замещения, в которой ветвь намагничивания
подключена непосредственно на напряжение .
Из Т – образной схемы
замещения следует:
. (6)
Подставив (6) в (3), получим:
,
откуда
, (7)
где - комплексный
коэффициент ;
- ток синхронизма, то есть ток,
потре-бляемый АД при синхронной скорости вращения ротора S=0.
Выразим ток через параметры
Т – образной схемы замещения:
. (8)
Определив из Т – образной
схемы замещения ток и подставив
его в (8), будем иметь:
. (9)
С учётом (9) перепишем
уравнения (7) в виде:
, (10)
где .
Данному уравнению (10) соответствует
Г – образная схема замещения следующего вида:
При такой схеме токи определяются
независимо друг от друга делением напряжения
на
сопротивление соответствующей ветви. При
= const ток
является
постоянной величиной и не зависит от скольжения.
Комплексный коэффициент :
, (11)
имеет определённый
физический смысл. Умножив числитель и знаменатель на ток синхронизма , получим:
, (12)
где обратная ЭДС, индуцируемая в обмотке статора при S=0.
Для машин мощностью от
нескольких кВт и выше модуль коэф-фициента равен:
,
а аргумент . Поэтому обычно принимают
, а комплексный коэффициент
заменяют
модулем
. Для практических расчётов машин средней и большой
мощности можно принять
. Погрешность в расчётах при этом не превышает
, схема замещения будет иметь вид.